Лексическая тема «Овощи. Огород. Тема «Овощи» (домашнее задание) Задания для родителей по теме овощи

Марина Коренкова
Логопедическое домашнее задание по лексической теме «Овощи»

Овощи (лексический строй речи ) .

1. Рассмотрите вместе с детьми овощи и расскажите им :

Названия овощей и их частей ;

Сходство и различие (уметь различать овощи по запаху , вкусу, внешнему виду и на ощупь);

Что овощи растут в огороде , на грядке, их регулярно поливают;

Что из овощей можно приготовить различные блюда (суп, щи, борщ, салат и т. д.) ;

Что овощи можно заготавливать на зиму (солить, консервировать, сушить, мариновать) ;

Что овощи полезны : в них много витаминов.

Примерный перечень слов, который Вам поможет :

Названия : огурец, помидор (томат, картофель, свёкла, морковь, лук, репа, капуста, редиска, перец, чеснок, баклажан, кабачок, патиссон, зелень, петрушка, укроп, редька, тыква, бобы, фасоль, горох, стручок, ботва, корни, плоды, семена, клубни, листья, кочан, салат, свекольник, винегрет, сок, мешок, ящик, удобрение, вредители, урожай, огород, грядка, земля, посадка, полив, прополка.

Признаки : красный, зелёный, жёлтый, спелый, неспелый, вкусный, невкусный, сладкий, кислый, горький, солёный, сырой, маринованный, консервированный, варёный, полезный, большой, маленький, круглый, овальный, вытянутый, продолговатый, гладкий, созревший, душистый, ароматный, сочный, овощной .

Действия : сажать, ухаживать, расти, сеять, рыхлить, созревать, поливать, поспевать, собирать, брызгать, выдергивать, выкапывать, срезать, мыть, натирать, варить, тушить, жарить, кушать, хрустеть, заготавливать, солить, квасить, консервировать, мариновать, сушить.

2. Игра «Убираем урожай» .

Морковь, свёклу, репу, редис - выдёргивают;

Огурцы, помидоры, кабачки, горох - срывают;

Капусту - срезают;

Картофель - выкапывают.

Ребёнок должен уметь объяснить, почему так, а не иначе.

3. Игра «Скажи наоборот» :

Кабачок большой, а огурец - маленький,

Картофель крупный, а редис - мелкий,

Помидор мягкий, а огурец - твёрдый,

Помидор гладкий, а огурец – шершавый.

4. Отвечать на вопросы :

Где растут овощи ? -.

Какие овощи растут в земле ? -.

Какие овощи растут на земле ? -.

5. Описать овощи (по цвету, по форме, по вкусу) .

Лук (какой) жёлтый, круглый, горький.

Помидор.

Капуста.

6. Помогите ребёнку составить описательный рассказ про любой овощ с помощью вопросов :

Что это? (название овоща )

Где растёт?

Какой формы, цвета?

Какой он на вкус?

Какой он на ощупь?

Что можно из него приготовить?

Овощи (грамматический строй речи) .

1. Игра «Назови, какой салат?» :

Салат из картофеля - картофельный;

Салат из капусты - капустный;

Салат из моркови - морковный….

2.«Назови, какой сок?» :

Сок из огурцов - огуречный;

Сок из помидоров - томатный;

Сок из тыквы - тыквенный;

Сок из свёклы - свекольный;

Сок из капусты – капустный;

Сок из моркови – морковный….

3. Игра «Посчитай овощи » :

Одна тыква - две тыквы - много тыкв;

Одна спелая тыква - две спелых тыквы - много спелых тыкв;

Один огурец - два огурца - много огурцов;

Один зелёный огурец - два зелёных огурца - много зелёных огурцов…

4.«Скажи ласково»

Огурец – огурчик

Морковь –.

Картошка -.

Помидор -.

Баклажан -….

Тыква -…

Перец -….

5. Согласование прилагательных с существительными в родительном падеже единственного и множественного числа.

Например : красный помидор - красные помидоры - красных помидоров

6. Согласование существительных с глаголами единственного и множественного числа.

Например : Репа лежит. Репы лежат. Огурец растет. Огурцы растут. Помидор висит. Помидоры висят.

Дидактические игры для дошкольников на тему: «Фрукты, овощи, ягоды»

Автор: Книс Анна Николаевна, старший воспитатель.
Место работы: МБДОУ "Детский сад №3 "Улыбка", г. Калач - на – Дону.
Описание работы: Предлагаю вашему вниманию дидактические игры для дошкольников на тему: «Фрукты, овощи, ягоды». Данный материал поможет воспитателям, детям и их родителям закрепить знания детей о фруктах, овощах и ягодах в игровой форме.

Дидактическая игра «Пятый лишний»
Цель: Развитие умений классифицировать предметы по существенным признакам, закрепление слов-обобщений.
Дидактический материал: Карточки с изображением пяти предметов, четыре из них относятся к одной тематической группе, а пятая к какой-нибудь другой группе.
Ход игры: Детям дается задание: «Рассмотрите картинки, назовите, что на них изображено и определите, какой предмет лишний. Оставшиеся, предметы назовите одним словом». Каждый участник исключает лишний предмет по очереди. Если он ошибается или не выполняет задание, его вариант предлагают выполнить следующему игроку. За каждое правильно выполненное задание дают фишку. Выигрывает тот, кто наберёт больше фишек.
Карточки для игры:
1. Клубника, малина, киви, ежевика, смородина. Лишний киви потому, что это фрукт, а остальные – ягоды.

2. Томат, баклажан, перец, картофель, банан. Лишний банан потому, что это фрукт, а остальные – овощи.


3. Крыжовник, персик, клюква, смородина, черника. Лишний персик потому, что это фрукт, а остальные – ягоды.


4. Киви, яблоко, груша, персик, томат. Лишний томат потому, что это овощ, а остальные – фрукты.


5. Апельсины, яблоки, редис, лимон, банан. Лишний редис потому, что это овощ, а остальные – фрукты.


6. Груша, редис, чеснок, огурец, капуста. Лишняя груша потому, что это фрукт, а остальные – овощи.


Дидактическая игра «Магазин «Фрукты, овощи, ягоды»
Цель: Развитие умений детей точно описывать внешний вид (цвет, форму), вкус, место произрастания фруктов, овощей и ягод.
Дидактический материал : Муляжи фруктов, овощей и ягод.
Ход игры: Дети выбирают продавца. Покупатель подходит к столу, на котором разложены муляжи. Не называя, он описывает фрукт, овощ или ягоду, которую хочет купить. Например: «Я хочу купить ягоды. Они растут в лесу на маленьких кустиках. Ягоды небольшие, темно-синего цвета, круглые, как горошинки, немного приплюснуты сверху, сочные и сладкие. Из этих ягод готовят варенье и компот» (черника).
Ребенок должен так описать, выбранный предмет, чтобы продавец понял, что он хочет купить.
Продавец продает фрукты, овощи и ягоды (отдает муляж) только тому, кто правильно выполнил задание.

Дидактическая игра «Во саду ли, в огороде»
Цель : Развитие умений детей точно определять место произрастания фруктов и овощей.
Дидактический материал: Картинки фруктов и овощей, картинка с огородом и картинка с садом.




Ход игры: Играют 2 ребёнка или 2 группы детей. Воспитатель даёт одному ребёнку (группе) картинку с изображением огорода, а другому ребёнку (группе) картинку с изображением сада. Перед детьми раскладываются картинки с изображением фруктов и овощей. Ребёнок (группа) у которого картинка с изображением огорода собирает овощи, а ребёнок (группе) у которого картинка с изображением сада собирает фрукты. В конце игры дети проверяют друг у друга правильность выполнения задания.
Варианты заданий:
- одна группа придумывает загадку об овощах или фруктах, а другая группа должна найти и показать отгадку на картинке;
- рассказать, что можно приготовить из овощей (фруктов).

Обогащаем и активизируем словарный запас. Закрепляем знание существительных : салат, суп, сок, огурец, помидор (томат), картофель, свекла, морковь, лук, репа, капуста, редиска, перец, чеснок, баклажан, кабачок, патиссон, зелень, петрушка, укроп, редька, тыква, бобы, фасоль, горох, стручки, ботва, корни, плоды, семена, клубни, листья, кочан, салат, свекольник, винегрет, сок, мешок, ящик, дорожка, урожай, огород, грядка, земля, посадка, полив; прилагательных: разноцветный, большой, длинный, короткий, треугольный, овальный, спелый, неспелый, зрелый незрелый, сырой, вареный, твердый, мягкий, горький, сладкий, кислый, соленый, сочный, полезный, легкий, тяжелый, свежий, крупный, мелкий, красный, зеленый, желтый, спелый, неспелый, вкусный, невкусный, сладкий, кислый, горький, соленый, маринованный, консервированный, сырой, вареный, полезный, большой, маленький, круглый, овальный, вытянутый, продолговатый, гладкий, созревший, душистый, ароматный, сочный, овощной; глаголов: сажать, ухаживать, расти, сеять, рыхлить, зреть, поливать, поспевать, собирать, брызгать, выдергивать, выкапывать, срезать, мыть, натирать, варить, тушить, жарить, кушать, хрустеть, заготавливать, солить, квасить, консервировать, мариновать, выращивать, расти, зреть, поливать, полоть, убирать, копать, срывать, выдергивать, собирать, сушить, выжимать, тереть, угощать, чистить, делиться; наречий: высоко, низко, вкусно, невкусно, полезно, вредно.

Игры и упражнения

Игра «Жадина» (детям 4-8 лет)
К названию каждого овоща добавляем слово «мой», «моя», «мое» (моя морковь, мой огурец)

Игра «Один – много» (детям 4-8 лет) . До 5 лет вариант игры укорочен (без слова много).
Помидор - помидоры - много помидоров
картофель - картофель - много картофеля (картошки)
баклажан - баклажаны - много баклажанов
перец - перцы - много перцев
кабачок - кабачки - много кабачков
тыква - тыквы - много тыкв
морковь - моркови - много моркови
свёкла - свёклы - много свёклы (свёкол - в значении «много штук»)
лук (луковица) - лук (луковицы) - много лука (луковиц)
репа - репы - много реп
редька - редьки - много редьки (редек - в значении «много штук»)
чеснок - чеснок - много чеснока (много головок чеснока)
петрушка - петрушка - много петрушки
огурец - огурцы - много огурцов
перец - перцы - много перцев (в значении «много штук»)
кочан - кочаны - много кочанов
горошина - горошины - много горошин
стручок - стручки - много стручков

Упражнение «Назови ласково» (детям от 4 лет)
Огурец - огурчик - огурчики
помидор - помидорчик - помидорчики
картофель - картошечка - картошечки
баклажан - баклажанчик - баклажанчики
перец - перчик - перчики
тыква - тыковка (тыквочка) - тыковки
редис - редисочка - редисочки
морковь - морковка (морковочка) - морковки
свекла - свеколка (свеколочка) - свеколки
лук (луковица) - лучок (луковичка) - луковички
репа - репка (репочка) - репки
чеснок - чесночок - чесночки
петрушка - петрушечка - петрушечки
укроп - укропчик - укропчики
капуста - капусточка - капусточки
фасоль - фасолинка - фасолинки

Игра «Скажи наоборот» (детям от 5 лет)
Кабачок большой, а огурец - маленький
картофель крупный, а редис - ... (мелкий)
перец внутри пустой, а морковь - ... (полная)
помидор мягкий, а огурец - ... (твердый)

Игра «Скажи наоборот» (детям от 6 лет)
Хорошая грядка - ……. плохая грядка
Старый картофель - …….. молодой картофель
Тяжелый мешок - …… легкий мешок
Большой урожай - ………. маленький урожай
Чистая морковка - ……… грязная морковка
Спелый помидор - …… неспелый помидор

Упражнение «Закончи предложение» (детям от 5 лет)
Помидор круглый, а морковь... (продолговатая).
Помидор красный, а морковь...
Помидор мягкий, а морковь...
Помидор кислый, а морковь...
У помидора внутри семечки, а у моркови...
Помидор растет на земле, а морковь... (в земле).

Игра «Названия соков» (детям от 5 лет)
Сок из огурца - огуречный сок
Сок из свёклы - свекольный сок
Сок из лука - луковый сок
Сок из помидоров - томатный сок
Сок из капусты - капустный сок
Сок из тыквы - тыквенный сок
Сок из моркови - морковный сок

.Закрепляем умение согласовывать существительные и прилагательные, обозначающих цвет, форму, размер, вкус.





Развитие слухового внимания . Исправленные предложения надо проговорить целиком.
Картофельное пюре приготовим из моркови.
Свекольный салат приготовим из чеснока.
Морковный сок приготовим из лука.
Капустный пирог приготовим из кабачка.
Огуречный салат приготовим из помидоров.
Гороховый суп приготовим из редиски.
Тыквенное повидло приготовим из укропа.

Игра «Посчитай» (для детей от 5 лет)
1 помидор - 2 помидора - 5 помидоров
1 огурец - 2 огурца - 5 огурцов
1 кабачок - 2 кабачка - 5 кабачков
1 перец - 2 перца - 5 перцев
1 свёкла - 2 свёклы - 5 свёкол
1 кочан капусты - 2 кочана капусты - 5 кочанов капусты
1 головка чеснока - 2 головки чеснока -- 5 головок чеснока
1 долька чеснока - 2 дольки чеснока - 5 долек чеснока
1 стручок гороха - 2 стручка гороха - 5 стручков гороха
1 горошина – 2 горошины - 5 горошин

В 6-7 лет можно усложнить это упражнение добавляя к существительному подходящее прилагательное.
Один хрустящий огурец, два хрустящих огурца и т.д.


«Убираем урожай» (детям от 6 лет)
Взрослый показывает картинки овощей и просит ребенка ответить на вопрос: «Как убирают этот овощ?». Ребенок составляет предложения - например: капусту срезают и т.д.
Морковь, свеклу, репу, редис - ... (дергают)
Огурцы, помидоры, горох - ... (срывают)
Капусту - ... (срезают)
Картофель - ... (выкапывают)

Классификация понятий «Какие слово лишнее и почему?»
Лук, репа, подорожник, салат (подорожник – это не овощ, а трава);
чеснок, редис, свёкла, смородина
кабачки, клубника, огурцы, картофель
ромашка, перец, баклажан, тыква

Игра «Угадай овощ по его части» .
Кочан – Ботва –
Стручок - Корень –
Долька – Стебель –
Початок – Зубчик–
Клубень – Пучок –

Игра «Кто назовет больше качеств» . Цель: согласование существительных и прилагательных, обозначающих цвет, форму, размер, вкус.
Цвет - красный, оранжевый, зеленый...
Вкус - кислый, сладкий, горький...
Форма - круглая, овальная, треугольная...
Поверхность - гладкая, шершавая, неровная...
Помидор (какой?) красный, круглый, сочный, сладкий, мягкий...
Свёкла (какая?) бордовая, круглая, сочная, сладкая, твердая...

Пальчиковая гимнастика

Капустка
Мы капустку рубим - рубим,
Мы капустку солим - солим,
Мы капустку трем - трем,
Мы капустку жмем - жмем.
(Имитация движений.)

Овощи
У девчушки Зиночки
Овощи в корзиночке: Дети делают ладошки «корзинкой».
Вот пузатый кабачок Сгибают пальчики, начиная с большого.
Положила на бочок,
Перец и морковку
Уложила ловко,
Помидор и огурец.
Наша Зина - молодец! Показывают большой палец.

Сколько грядок в огороде?
В огороде у Федоры
Растут на грядках помидоры,
А на грядке у Филата
Много разного салата.
У бабушки Феклы
Четыре грядки свеклы.
У дядюшки Бориса
Очень много есть редиса.
У Маши и Антошки
Две гряды картошки.
Поочередно загибать пальцы на каждые две строчки текста.

«Урожай»
Рад, два, три, четыре, пять -
Поможем урожай собрать.
Повторяй за мной зарядку. Загибать пальцы на каждое название овоща
В ней звук Т пришел на грядку.
Тыква - вот, а вот - томат.
Здесь - капуста, здесь - салат,
Тмин, картошка, артишок
И петрушки корешок.
Все, что вырастили мы, Поочередно хлопаем то ладошками, то кулачками
Будем есть мы до весны.


Логоритмические упражнения (координация речи и движения)

Картошка
Мы картошку накопали,
Огурцы с гряды сорвали,
Выдернули всю морковку,
Срезали капустку ловко
И в корзине от земли
Вам в подарок принесли.
(Приседания, наклоны, имитация движений.)

Огород
Повторяй за мной зарядку (Шаги на месте.)
Мы пришли на нашу грядку.
Тыква вот, а вот томат. (Вытянуть руки влево, вправо.)
Здесь - капуста, здесь - салат. (Наклониться к левой ноге, затем к правой.)
Тмин, картошка, артишок (Выпрямиться. Руки на пояс, к плечам, вверх.)
И петрушки корешок. (Руки опустить.)
Все, что вырастили мы, (Развести руки в стороны.)
Будем есть мы до весны. (Руки вниз, выпрямиться.)

Ответьте на вопросы

От какого слова происходит слово «капуста», что оно означает?

Почему говорят: «Ни один рот без капусты не живет»?

Как называли на Руси вечеринки в честь капусты?

Цветами какого овоща украшали прическу и шляпы придворные дамы во Франции в XVII веке?

Откуда родом картофель?

Почему картофель называют «вторым хлебом»?

Чем полезен морковный сок?

Из какого корнеплода получают сахар?

Что означают выражения: «проще пареной репы», «дешевле пареной репы»?

Какой овощ называют младшим братом редьки? Почему?

Чем занимались крестьяне в Луков день?

Что означает выражение «горе луковое»?

Почему у постели больного ставят блюдечко с натертым луком?

Почему чеснок называют «змеиной травкой»?

Почему помидоры называют «северными апельсинами»?

Зачем настоем ботвы помидоров опрыскивают овощные растения?

Какие овощи называют «синенькими»?

Какой овощ бывает горьким и сладким?

Какие полезные вещи делали люди из тыквы?

Почему в огороде, где растут тыквы, кабачки, огурцы, ставят ульи с пчелами?

Название какого овоща в переводе означает «неспелый», «недозрелый»?

Почему щавель называют «листовым» овощем?

Какие щи называют «зелеными»?

Зелень каких овощей вплетали в венки в Древней Греции?

У каких овощей используют в пищу и корни и листья?

Какие овощи добавляют в рассол при засолке огурцов?

Почему горох называют «зеленой фабрикой азота»?

Что означает выражение «это было при царе Горохе»?

Какие овощи относятся к семейству пасленовых?

Какие овощи относятся к семейству тыквенных?

Отгадайте загадки

В огороде пусто,

Если нет... (капусты).

Угадать совсем нетрудно,

Всякий догадается!

Лист упругий, изумрудный

В кочан завивается. (Капуста.)

Этот алый корнеплод

Сладкий сахар нам дает. (Сахарная свекла.)

Свернулась клубком,

Укрылась хвостом.

Гладкая, крепкая

И зовется... (репкою).

Кругла, как луна,

Как дубрава, зелена,

С хвостиком, как мышка,

Нравится детишкам. (Репа.)

Изогнутые, длинненькие,

А зовут их «синенькие». (Баклажаны.)

Хоть на вкус она горька,

Но внутри бела, крепка.

И на терке ее трут,

Тем, кто заболел, дают. (Редька.)

Тому, кто занемог,

Поможет... (чеснок).

Полезными витаминами

Этот плод богат.

Северными апельсинами

Мы зовем... (томат).

Кто его положит в рот,

Тотчас губы обожжет,

Хоть он острый, как горчица,

Как приправа пригодится. (Острый перец.)

Разноцветный, как фонарик,

Иногда похож на шарик.

Он блестящий, крепкий, гладкий,

Догадались? (Перец сладкий.)

В зеленой избушке

Живут подружки,

Словно бусины круглы,

Изумрудны и малы. (Горошинки.)

Объясните, почему в народе говорят

. «Без капусты щи не густы».

. «Сей лук от семи недуг».

. «Кто ест лук, тот избавлен от мук».

. «Лук да баня все правят».

. «Хрен да редька, лук да капуста лихого не допустят».

. «В нашем краю, как в раю: луку да рябины не проешь и половины».

Составьте рассказ-описание с опорой на план

1. Как называется овощ?

2. Как выглядит овощ?

3. Откуда он родом?

4. Какие полезные вещества содержатся в овоще?

5. Какие блюда можно приготовить из овоща?

Поиграйте в игры

«Слова»

Нужно хлопнуть в ладоши, услышав слово, подходящее к капусте (картофелю, моркови и т.д.), и объяснить свой выбор.

Словарь: кочан, оранжевая, каротин, хрустящая, пареная, белок, горькая, квашеная, «змеиная травка», «золотое яблоко», душистый, паприка, «второй хлеб», черная, жгучий, «синенький», «лопатка», печенная, маринованный, горькая, сочный, желтая, «разноцветные фонарики», круглая, овальный, приправа, сахар, фитонциды, борщ, зеленый, корнеплоды, стручок.

Ирина Бондарь

Тема «ОВОЩИ » .

Рассмотреть с ребенком натуральные овощи ; повторить обобщающее слово «овощи » ;

Обратить внимание на их форму, размер, цвет, запах и вкус; рассказать, где и как растут овощи (в огороде, на земле) ;

Рассказать, какие блюда можно приготовить из овощей ; поговорить о труде людей на полях и в огородах осенью.

1. Игра «Четвертый лишний» - развитие логического мышления. Назвать, что лишнее и почему? (Записать ответ ребенка) . Яблоко, груша, картошка, лимон - ___

Морковь, слива, капуста, горох - ___

Апельсин, банан, персик, огурец - ___

2. Игра «Назови ласково» - образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами. (Записать ответ ребенка) .

Огурец – огурчик, помидор - ___, свекла - ___, тыква - ___, горох - ___, фасоль - ___, баклажан - ___, морковь - ___, перец - ___, чеснок - ___, лук - ___, редиска - ___

3. Игра «Чего много в корзине?» - закрепление категории родительного падежа множественного числа.

В корзине много помидоров (огурцов, моркови, гороха, фасоли, редиски, лука, чеснока и т. д.) .

4. Игра «Составь предложение» - ребенок должен закончить предложение, а затем повторить его полностью. (Записать ответ ребенка) .

Помидор круглый, а морковка ….

Редиска мелкая, а редька ….

Огурец овальный, а тыква ….

Лук горький, а морковка ….

Помидор кислый, а чеснок ….

Огурец зеленый, а свекла ….

5. Помести овощи в корзину (см. фото)

6. Порежь морковку, картошку (см. фото) .

7. Преврати геометрическую фигуру в овощ (см. фото) .

Публикации по теме:

Домашнее задание «Деревья. Кустарники» УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ! ТЕМА ЭТОЙ НЕДЕЛИ - «ДЕРЕВЬЯ И КУСТАРНИКИ». ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ ИЗУЧЕНИЯ TEMЫ. Дети должны знать: названия.

Домашнее задание для родителей ПОПРОСИТЕ РЕБЕНКА РАССКАЗАТЬ О…. (ПОВТОРЕНИЕ МАТЕРИАЛА ЗАНЯТИЙ) Позновательное развитие (развитие позновательно-исследовательской деятельности,.

Домашнее задание для средней группы «Автоматизация звука [Ш]» Домашнее задание Перед зеркалом выполни артикуляционные упражнения: «Заборчик», «Чашечка», «Грибок», «Вкусное варенье», «Улыбка» – «Трубочка».

Домашнее задание к лексической теме «Весна красна» 10.03.2015 Весна красна Рекомендую дома 1. Поговорить с детьми о природе весной. - Что стало греть жарче и светить ярче? - Что происходит.

Домашнее задание «Овощи-фрукты-ягоды» Тема «Овощи - Фрукты - Ягоды». Родителям рекомендуется: 1. Помогите ребёнку запомнить названия ягод: черника, малина, земляника, клюква,.

УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ! НА ЭТОЙ НЕДЕЛЕ МЫ РАБОТАЕМ НАД ТЕМОЙ «НАЗЕМНЫЙ ТРАНСПОРТ» МЫ РЕКОМЕНДУЕМ ВАМ: - вместе с ребёнком понаблюдать на улице.

Домашнее задание «Профессии» УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ! Тема этой недели «ПРОФЕССИИ». Задание 1. Родителям рекомендуется: побеседовать с ребёнком о том, что на.

Домашнее задание по лексической теме «Дом. Мебель» I. Рассмотреть с ребёнком разные строения на улице, сравнить их по высоте, назвать детали дома (крыша, крыльцо, подъезд, балкон, фундамент,.